Ребёнок и телевизор 25.03.2022

В среднем на один час телетрансляций на Российском телевидении приходится 4,2 сцены насилия и эротики, то есть одна в каждые 15 минут. В утренние часы – 3,2; вечерние – 4,3; ночные – 5,4.

Общая продолжительность ежедневных телепросмотров школьниками составляет 2,3 часа. Только 36% подростков сцены эротики и насилия не нравятся, 16,2% – никогда не испытывают жалости к жертве насилия. 45% ребят, которые смотрят телевизор больше 3-х часов в сутки, склонны к насилию.

Эти сведения из результатов исследований, проведенных в 1999 году Центром социологии образования Российской академии образования. На настоящее время положение еще более усугубилось.

Последствия длительного просмотра телепрограмм:

  • развитие агрессивности даже в результате просмотра мультфильмов с агрессивным содержанием;
  • ожирение, из-за снижения времени на активный отдых, малоподвижного времяпрепровождения на диване, часто совмещенного с механическим поглощением продуктов питания;
  • ухудшение зрения, снижение иммунитета;
  • нарушение сна по продолжительности и качеству, что не позволяет продуктивно восстанавливать силы, а часто способствует беспричинному возникновению чувства голода;
  • не способствует развитию интеллектуальных способностей подмена чтения телевидением. Дети, злоупотреблявшие телевидением до 3-х лет, в 6-7 лет плохо справляются с чтением и математикой;
  • утрачивается способность концентрироваться на «нетелевизионных предметах», рассеивается внимание, возможны проблемы с памятью и скоростью реакции;
  • переутомление от телевизионных программ, представляющих калейдоскоп образов и звуков – пытаясь уследить за ними и разобраться в них, ребенок тратит много сил;
  • телезависимость – доходящая до того, что теле- и видеопродукция становится частью их мира, а компетентность в вопросах мультиков и фильмов для них так же важна, как для взрослых их профессиональная компетентность;
  • пассивность предлагаемых развлечений (именно эта особенность частично объясняет легкое привыкание к экрану). Во взаимодействии человека и телевизора активную роль играет именно телевизор. Играя и общаясь со сверстниками, ребенок активно познает мир: фантазирует, учится поддерживать беседу, двигается. «Взаимодействие» с телевизором развивает в детях пассивность.

Рекомендации родителям:

  • не рекомендуется детям до двух лет смотреть телевизор, так как уже с 12 месяцев на их эмоциональное состояние влияют телепередачи;
  • начиная с 2-3 лет, телевизор можно смотреть не более 2-х часов в день. Каждый до- полнительный час просмотра повышает на 10% риск возникновения у ребенка дефицита внимания.

В 2-3 летнем возрасте мозг развивается интенсивно, а телепередачи с быстрым из- менением изображений могут стимулировать неестественные уровни возбуждения. Воз- можны проблемы с концентрацией внимания, излишняя импульсивность и беспокойство.

Если ребенок чрезмерно увлечен агрессивными мультфильмами, он начинает ото- ждествлять себя с их персонажами. Он перенимает опыт решения проблем с помощью агрессии. А если в его окружении (в семье, в среде сверстников) этот опыт одобряется и подкрепляется, образуется порочный круг.

Материал предоставлен ст. преподавателем УМЦ по ГО и ЧС ЦАО г. Москвы Фоминой Е.В.